материалы: фото, документы, письма

ОГОНЕК № 20 май 1987

Группа спасения памятников началась с Лицейского праздника на Владимирской площади 19 октября 1986 г., который был срежиссирован Николаем Беляком. На Владимирской площади случилась первая в эпоху перестройки массовая гражданская акция с требованиями защиты исторического наследия, окончившаяся не разгоном митингующих, а их победой.

Первое в СССР массовое движение в защиту культурного наследия зародилось в Ленинграде в 1986 году в среде историков, археологов, участников экспедиций, в атмосфере свободомыслия, экспедиционного братства и духа, где существовал приоритет культуры перед политикой, подлинности перед идеологической конъюнктурой.

pressa

pressa
Picture 1 of 37

(КУЛЬТУРА ВМЕСТО ПОЛИТИКИ)

Не похожая ни на что общественная организация создавала уникальное качество в жизни небезразличных молодых питерцев 1980-х. Их привлекала искренность, акцент не на обличительной, а на игровой, творческой стороне: атмосфера шутки, некоторого ёрничества, пародии, игры. Нешуточные цели, помноженные на дурашливое веселье плюс полнейшая свобода от формальных обязательств делали всю эту юную тусовку неуловимой, очень живучей и притягательной как магнит. Стихийная непредсказуемость и тотальная недисциплинированность неформального сообщества не позволили Группе Спасения оформиться организационно, а политтехнологам – манипулировать этой хулиганской стихией. При несомненном и неназываемом пафосе любви к Питеру главное, что нас цементировало – человеческие отношения, доверие и интерес друг к другу, желание делать дела вместе, не расставаться, творить новые формы, играть с предметами и явлениями и особенно – с формальными механизмами, пробуждая в них всё человеческое, на что они только способны.

Лидером организации стал молодой выпускник истфака Алексей Ковалёв. Однако структура организации никогда не была жестко регламентирована. Любой член Группы мог предложить любое действие и, если это не вызывало возражений, возглавить его реализацию.

Никто из нас не собирался посвящать себя общественной борьбе. Каждый на кого свалилась эта общественная ответственность, сразу почувствовал меру своей некомпетентности и был бы рад передать дело защиты памятников в руки более зрелых и профессиональных людей, способных посвятить себя этому благородному делу полностью. Алексей Ковалев осмысливал происходящее в контексте изменения ситуации политическими средствами, хорошо понимая: чтобы привлечь горожан к общественной деятельности, нужен не негативный опыт репрессий, а совершенно новый опыт, открывшийся благодаря перестройке: неполитическая гражданская активность куда более эффективна!

Был взят на вооружение принцип правозащитников, требующих от органов власти соблюдения их же собственных законов. Деятельность Группы Спасения строилась на базе защиты закона, что затрудняло применение к ней репрессивных мер.

Крупной кампанией осенью-зимой 1986—87 гг. была защита домов, связанных с именем Ф. М. Достоевского. Группа Спасения провела художественную выставку, основу которой составили произведения «митьков» и группы «Старый Город», а также неслыханную экскурсию-»демонстрацию» по адресам Достоевского, во время которой собравшимся нескольким сотням горожан объяснялось около каждого дома, каким образом исполком предполагает его уничтожить.

Группа спасения занималась не только митингами, но еще экспертизами и субботниками, выставками и публикациями.

  • Лицейский митинг-праздник 19 октября 1986 года
  • праздник поэзии весной 1987 года (в защиту Фонтанного Дома как мемориала А.Ахматовой)
  • День рождения архитектора Н. Львова (в защиту Муринской церкви св. Екатерины)
  • День горожанина весной 1988 года на Владимирской площади (альтернативная «сессия» Ленсовета)
  • Защита культурного наследия Рыбацкого и Коломяг
  • кампания за сохранение исторических зданий:
      • на Карповке, на Большой Разночинной
      • на Владимирской площади
      • на Большом Сампсониевском проспекте
      • на Васильевском острове (Дом Трезини, несколько домов по 17-й линии В.О. и т.д.)
      • двух домов начала XIX века на Староневском (снесены при губернаторе В.Яковлеве через 8 лет)
      • зданий на Петроградской набережной
      • комплекса зданий Георгиевской общины на Выборгской стороне
  • многочисленные акции за возвращение исторических названий
  • борьба за возвращение церквей верующим и т.д.

Почти все публичные выступления Группы спасения были художественными акциями.

Когда в марте 1987 года стало известно о попытке снести гостиницу «Англетер», горожане уже не боялись «выйти на площадь». За несколько часов к горстке активистов присоединились сотни людей. Начался беспрерывный трехсуточный митинг — первая легальная публичная протестная акция в СССР.

(ДНЕВНИК ЛИХАНОВОЙ)

Вероломный снос «Англетера» вызвал настоящий взрыв активности во всем городе. Протесты горожан не прекращались. Через площадь прошли десятки тысяч людей, многие из которых затем создали новые организации по сохранению культурного наследия. Власти не могли ничего сделать с «постом общественной информации», где были размещены материалы, наглядно показывающие, кто виноват в сносе гостиницы, почему он был технически необоснован.

Вскоре после «Англетера» возникли десятки общественных организаций культурно-исторической направленности, образовался Совет по Экологии Культуры СПб, мощное Культурно-Демократическое Движение, стали выходить самиздатовские альманахи и журналы, десятками регистрироваться неформальные группы и общества.

Было проведено специальное заседание Политбюро ЦК КПСС. Ленгорисполком пересмотрел все решения о сносах памятников истории и культуры.

В 1988 году были утверждены новые объединенные зоны охраны исторического центра Ленинграда. Невиданный размах общественного движения оказал влияние на включение Санкт-Петербурга в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

материалы